Уважаемые собственники МКД, руководители управляющих организаций, ТСЖ, уведомляем вас о вступлении в действие ФЗ N 261 "ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (в редакции от 28.12.2013 г. ).
Согласно этому закону, лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий. Речь идет о дополнительных мероприятиях, не включенных в "Перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на территории Новосибирской области" (Постановление Правительства Новосибирской области № 285-п от 07.07.2011 г.), которые управляющие организации проводят регулярно.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 августа 2010 года N 646 "О принципах формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме" (с изменениями от 26 марта 2014 года), срок окупаемости таких мероприятий должен быть основным показателем для разработки мероприятий по энергосбережению.
В отопительный сезон лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить действия, направленные на регулирование расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целях ее сбережения, при наличии технической возможности такого регулирования и при соблюдении тепловых и гидравлических режимов, а также требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме информацию о проводимых в соответствии с требованиями Федерального закона N 261 (часть 8, статья 12) действиях или об отсутствии возможности их проведения по технологическим причинам.
Отсутствие решения собственников о необходимости проведения энергосберегающих мероприятий не освобождает управляющую организацию от ответственности, наступающей в соответствии с Федеральным законом N 261 (часть 4, 5, статья 9.16).
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 48 ФЗ-261, требования энергетической эффективности зданий, установленные в соответствии с ФЗ-261, не применяются к зданиям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, вплоть до осуществления реконструкции или капитального ремонта здания, а также к зданиям, в отношении которых, на момент вступления в силу таких требований, ведется строительство, реконструкция, капитальный ремонт либо проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.
Ограничения, установленные частью 1 статьи 48 ФЗ-261, не распространяются на требования энергетической эффективности, предъявляемые к многоквартирным домам, установленные этим Федеральным законом, а также на требования об оснащенности таких домов приборами учета используемых энергетических ресурсов и требования о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
На сегодняшний день наиболее приоритетным и финансово интересным способом для реализации мероприятий по повышению энергоэффективности МКД является энергосервисный договор, предусмотренный ФЗ-261 и другими нормативными документами. Собственники помещений вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, заключения энергосервисного договора.
Энергосервисный договор - это договор, по которому исполнитель за свой счет и на свой страх и риск внедряет энергоэффективные технологии, предложенные и разработанные после проведения энергетического обследования на объекте заказчика, а вложенные деньги возвращает через полученную экономию потребленных энергетических ресурсов.
На сегодняшний день энергоаудиторскими и энергосервисными компаниями накоплен опыт по внедрению энергосберегающих мероприятий на объектах заказчиков. К примеру, для жилого четырехподъездного пятиэтажного дома с потреблением 800 Гкал в год при внедрении автоматического регулирования потребления тепловой энергии экономия составляет от 20 до 60 % с учетом факторов, влияющих на потребление тепловой энергии: температура воздуха на улице в аналогичный период, режимы потребления тепловой энергии (например, продолжительность отопительного сезона) и назначение здания (в нашем случае неизменно), что составит при стоимости 1 Гкал 1036 рублей от 160 000 до 480 000 рублей в год.
Внедренные мероприятия по экономии электрической энергии позволяют сэкономить порядка 10 - 20 % от потребления в аналогичный базовый период, при этом собственники не вкладывают свои денежные средства, а исполнитель получает свой доход через сэкономленные ресурсы.
Перечень работ, необходимых для разработки мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий для реализации энергосервиса:
- замер показателей качества электрической энергии;
- тепловизионное обследование контактных соединений электрооборудования;
- визуальное и документальное обследование системы отопления, ГВС и запорной арматуры;
- тепловизионное обследование ограждающих конструкций с расчетом фактического сопротивления теплопроводности и выявления мест утечки тепловой энергии;
- расчет и разработка предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий;
- разработка энергетического паспорта МКД и его регистрация в установленном порядке.
Для МКД с низким потреблением тепловой энергии до 500 Гкал реализация энергосервисных мероприятий для исполнителя чаще всего не рентабельна. Мы рекомендуем объединить несколько домов с большим и маленьким потреблением энергетических ресурсов в один лот и привлечь исполнителя для реализации энергосервисных мероприятий по лоту.
Накопленный опыт по энергосбережению помог многим управляющим организациям решить проблемы «перетопа», ошпаривания жильцов и прорыва пластиковых коммуникаций, что происходит по причине завышенной температуры теплоносителя в системах отопления и ГВС, а также устранить потери через ограждающие конструкции.
В связи с выходом Постановления № 344, регуляторы расхода теплоносителя становятся реальным финансово выгодным решением проблем всех УО, связанных с превышением нормативного потребления коммунальных ресурсов.
Условия софинансирования мероприятий по энергосбережению из бюджета НСО регламентируются Постановлением Правительства НСО 416-п от 10 сентября 2012 г."О финансировании мероприятий, предусмотренных долгосрочной целевой программой "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области на период до 2015 года" (Приложение "УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ СУБСИДИЙ МЕСТНЫМ БЮДЖЕТАМ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА", ПРЕДУСМОТРЕННЫХ В ЖИЛИЩНОМ СЕКТОРЕ").